Что должно быть у туристического снегохода
Двигатель от 60 л.с. Мощность важна, чтобы держать высокую скорость на равнине, преодолевать глубокий снег и затяжные подъемы с пассажиром и багажом.
Глобально двигатели снегоходов делятся на два типа:
- Четырехтактные. Идеальны для туризма, потому что из-за особенностей конструкции экономичнее и надежнее двухтактных моторов. А еще они тихие и не дымят, равномерно ускоряют снегоход с низких оборотов и дают плавность хода.
- Двухтактные. Для путешествий не подходят, потому что их едким выхлопом пропахнет одежда, а у пассажиров — особенно в санях — может заболеть голова. Кроме того, звук «двухтактников» на оборотах громкий и напоминает бензопилу, что тоже может испортить впечатления от поездки.
Еще желательно обратить внимание на систему подачи топлива. Лучше, если она будет инжекторной — с ней мотор экономичнее и мощнее, стабильно работает при перепадах температур и высот и не требует ручных регулировок.
Крупная гусеница. Для покатушек по малоснежью и накатанным дорожкам годится любая гусеница. Но для путешествий по заснеженной местности подойдет только крупная — она уменьшает давление техники на снег и тем самым повышает ее проходимость.
Для туристического снегохода оптимальна гусеница большой длины (от 390 см) и средней ширины — до 50 см. Она дает высокую проходимость без существенного ущерба управляемости и маневренности.
Слишком широкая гусеница — 60 см — ухудшает рулежку, из-за этого райдер ограничен в маневрах и быстрее устает от езды. Но плюс у нее тоже есть — увеличенная тяговая способность. За счет этого широкогусеничные снегоходы используют в дальних экспедициях для перевозки топлива и снаряжения.
Грунтозацепы средней высоты — 3–4 см. При таком размере грунтозацепов у снегохода хорошая проходимость, при этом можно ехать по укатанному следу и не ощущать вибрации.

На фото — снегоход OSM SM1000. У него эксклюзивная гусеница размером 4140×440, которая дает отличную маневренность без ущерба проходимости
Рычажная передняя подвеска. С ней снегоход устойчивый и комфортный на скорости, может быстро проходить повороты и не отбивает райдеру руки на неровностях.
Желательно, чтобы подвеска была регулируемой. Это позволит адаптировать ее под себя — сделать мягкой для спокойной езды или жесткой для динамичных прохватов.
Широкая колея лыж — от 1000 мм. С ней у снегохода не будет излишней валкости и он останется стабильным даже на скорости и в поворотах.
Объемный бензобак. Чем больше топлива помещается в бак, тем дальше можно проехать на одной заправке и тем меньше придется брать с собой дополнительных канистр с бензином.
В среднем бак туристических моделей вмещает 30–40 литров топлива. Этого хватает, чтобы проехать примерно 200 км по накатанному снегу или 110–120 км по глубокому.
Более объемные бензобаки встречаются редко. Во-первых, они утяжеляют снегоход. Во-вторых, когда в большом баке заканчивается топливо, мотор может работать с перебоями.
Продуманная комплектация. Хорошо, если в нее входят опции для комфорта:
- обогрев рукояток и курка газа — чтобы руки были в тепле, а пальцы сохраняли чувствительность для безопасного управления;
- ветровое стекло и защита рук — защищают от веток и встречного ветра;
- широкое сиденье с пассажирской секцией — чтобы не уставать от длительных пробегов;
- большой багажник под поклажу или установку кофра.
Проверенный производитель. Важно выбирать технику бренда с хорошей репутацией — она с меньшей вероятностью подведет вдали от цивилизации. Раньше доверием райдеров пользовались американские снегоходы, но сейчас они не поставляются в Россию официально. Из надежных альтернатив можно отметить OSM — этот бренд основала международная команда инженеров, которые создали модель специально для русской зимы и экстремальных условий.
Официальный дистрибьютор бренда OSM в России — компания «АВМ-Трейд», известная по квадроциклам CFMOTO. Поэтому дилерский центр есть в каждом крупном городе, а запчасти и расходники всегда в наличии на складах. За счет этого владельцы снегоходов OSM могут быстро получить и установить нужную деталь, и у них нет проблем с доставкой техники на обслуживание.
На момент 2025 года в линейке OSM одна модель — туристическая SM1000.
Снегоходу SM1000 не страшны ни глубокий снег, ни сложный рельеф