Что должно быть у утилитарного снегохода
Крупная гусеница. Она распределяет вес снегохода по большей площади, чтобы ехать по глубокому снегу и не проваливаться. А еще увеличивает тяговое усилие — для буксировки тяжелых прицепов.
На большинстве утилитарников стоит гусеница шириной 50 см и длиной до 400 см. Считается, что такие параметры дают баланс между проходимостью и управляемостью. Но есть и другие варианты:
- гусеница с увеличенной шириной (60 см) дает снегоходу максимальное тяговое усилие и лучше держит технику на снегу, когда скорость маленькая. Она идеальна для регулярной буксировки саней весом 100–200 кг по метровой целине, а также для неспешных поездок по лесу с пассажиром и багажом. Особенно гусеницу шириной 60 см ценят охотники-промысловики. А вот путешественникам и любителям динамичных покатушек она не подходит — из-за тяжелой рулежки и неповоротливости;
- гусеница с увеличенной длиной (более 400 см) и шириной до 50 см оптимальна для активной езды и дарит больше эмоций от управления снегоходом. Такую технику легко наклонить — достаточно перенести вес тела, это экономит силы, позволяет быстрее освоить управление и увереннее преодолевать препятствия. Кроме того, на длинной и относительно узкой гусенице проще маневрировать в лесу. А на скорости она не менее проходимая, чем широкая.
Еще нужно обратить внимание на высоту грунтозацепов. Снегоход с широкой гусеницей утаптывает снег под собой, поэтому ему достаточно средних грунтозацепов — около 30 мм. А вот для более драйвовой модели с длинной и узкой гусеницей желательны грунтозацепы от 40 мм. Они помогут резво проходить овраги, ручьи и крутые холмы, а также упростят передвижение в плотном, влажном и глубоком снегу.

Правильные размеры гусеницы — залог того, что снегоход будет соответствовать задачам и не утомит от многочасовой езды. Поэтому производители тщательно рассчитывают этот параметр
Двигатель мощностью от 60 л.с. — чтобы возить тяжелые сани, забираться в крутые подъемы, ездить по глубокому снегу с пассажиром и поклажей.
Четырехтактный двигатель — самый популярный. Он дает отличную тягу на низких оборотах, позволяет плавно тронуться без пробуксовки и не застрять. При этом не дымит, тихо работает и экономично расходует бензин. Поэтому подходит для большинства условий — от буксировки грузов до покатушек с семьей.
Двухтактный двигатель встречается реже. Он легче четырехтактного, быстрее набирает обороты, а еще конструктивно проще. Благодаря этому оптимален для экстремальных условий — например, когда морозы достигают -50°С, или если нужно пробивать дорогу по крутым заснеженным склонам и буеракам. Минусов у «двухтактника» немало: его выхлоп пропитывает одежду, громкий звук напоминает бензопилу, при этом расход топлива больше, а ресурс — меньше.
Вес до 350 кг. Легкий снегоход при прочих равных проходимее. Кроме того, райдер будет тратить меньше сил при маневрах и легко вытащит застрявшую технику.
Вес особенно важен для утилитарников с относительно узкой гусеницей, потому что на них катаются активнее, чем на широкогусеничной технике.
Комплектация для разных задач. Хорошо, если с завода на снегоходе есть следующие опции:
- тягово-сцепное устройство — чтобы буксировать груз;
- просторный багажник — под поклажу;
- ветровое стекло и защита рук — как буфер от морозного ветра и веток;
- удобное сиденье — чтобы проводить на нем по несколько часов и не уставать;
- пассажирская секция — если планируются поездки вдвоем.
Большой бак — на 35–40 л. Позволяет уехать подальше от цивилизации и подобраться поближе к интересным местам. Или к большому количеству дичи, что важно для охотников.
Ремонтопригодность. Иногда от снегохода напрямую зависит жизнь — например, если он нужен для доставки провизии. Поэтому лучше выбирать технику, которая официально представлена в России — ее быстро вернут в строй после любой поломки, ведь у дилеров есть оригинальные запчасти
Чтобы сэкономить бюджет, можно обратить внимание на отечественные снегоходы. Но если хочется чего-то надежного, комфортного и подходящего для активной езды, то лучше присмотреться к импортным моделям. Хороший вариант — бренд OSM. Он появился недавно — в 2023 году — но сразу завоевал хорошую репутацию. Во-первых, потому что за ним стоит международная команда инженеров во главе с автором платформы канадских снегоходов. Во-вторых, в Россию технику бренда возит компания «АВМ-Трейд», известная по квадроциклам CFMOTO. Это значит, что снегоход OSM можно обслужить в любом городе, а запчасти всегда в наличии.
Сейчас в линейке OSM одна модель — SM1000. Она объединила все качества, которыми должен обладать эталонный утилитарник.

SM1000 не страшен ни глубокий снег, ни сложной рельеф